Дети с ЗПР: проблемы коммуникации

zrp_u_deteyДети с ЗПР: проблемы коммуникации

Изучение вопроса адаптации детей с проблемами в развитии показывает, что основной проблемой является неумение детей успешно общаться с окружающими. Отсутствие коммуникативных навыком приводит к зачастую серьезным проявлениям дезадаптации.
У подростков с отставанием, задержкой психического развития (ЗПР) обнаруживаются существенные различия речевой коммуникации по сравнению с детьми их возраста без отставания в развитии.
Для передачи реальных сведений они используют односложные ответы. Их ответы состоят из не более чем 3 слов. Предложения; осложнённые различными конструкциями, совсем не употребляются. Например:
«В магазине работать…, не знаю…».
«В баре работать… директором».
«В банке работать… этим… как его… директором».
В процессе беседы дети с ЗПР менее внимательны и организованы, чем их сверстники. Дети очень часто отвлекаются на внешние, посторонние раздражители. К теме беседы проявляют меньшую заинтересованность, стремятся быстрее закончить диалог. В процессе беседы подростки не всегда сохраняют дистанцию в общении с экспериментатором. Выявляется отсутствие интереса к вступлению в контакт и обмену информацией.
Детям с ЗПР, имеющим уровень речевой коммуникации ниже среднего, требуется больше времени для установления контакта (в среднем 13 сек.). Для вступления в контакт им необходима специальная помощь, как «повторная просьба», т.е. повторение инструкции, а также — «ошибка» экспериментатора — подсказка примерного варианта ответа.
Высказывание таких детей всегда состоит из простого односоставного неполного предложения. На вопрос: «Наверное, ты хочешь быть поваром?» они дают такие ответы, как: «Не знаю… делать что-нибудь…». «Не знаю… делать изделия…». Во время ответа дети часто повторяют уже использованные ими слова. Например, «нравится мне это… нравится» и т.д. Необходимые для ответа слова подбираются очень долго. В ходе беседы они могут отвлекаться на другие темы. Их больше всего привлекает внешняя, атрибутивная сторона процесса речевой коммуникации, а не его содержательная сторона. При общении дети, как правило, напряжены, скованы, отводят взгляд в сторону.
Необходимо заметить, что отставание в психическом развитии может осложняться различными нарушениями коммуникации.
Важно отметить, что подростки с ЗПР — это, в том числе, и воспитанники специальных школ-интернатов. Известно, что условия жизни, обучение, воспитание, учащихся школы-интерната крайне специфичны; непрерывное нахождение в коллективе и редкая возможность уединения, жестко предопределенный образ жизни и пр. Бесспорно, эти условия не могут не сказываться на развитии общения детей.
Для преодоления дезадаптации подростков требуется применение специальных психологических, психотерапевтических техник, в частности, техник и методик по формированию навыков поведения в обществе, умения коммуникативного поведения.